Руководитель Чувашской национально-культурной автономии Санкт-Петербурга (ЧНКА СПб.) Валериян Гаврилов передал в дар Национальной библиотеке Чувашской Репспублики копию ранее неизвестного письма Ивана Яковлевича Яковлева к Петру Францевичу, датированного 18 мая 1890/1891 года.
Письмо гласит: «Добрейший Петр Францевич, напишите мне, пожалуйста, когда вы будете в Москве и уделите ли вы мне и в этот свой приезд, как всегда, хотя [бы] часок или два? Я до 1 июня буду в Москве. После 1-го буду на даче, но могу нарочно приехать в город. Крепко жму вашу руку и стану ждать письма вашего». Подпись И. Яковлева, дата – 18 мая 1890/91 года.
Получатель письма – Лесгафт Петр Францевич (1837-1909), российский биолог, врач-анатом, антрополог, педагог и прогрессивный общественный деятель. Он также известен как создатель теоретической функциональной анатомии в палеонтологии и научной системы физического воспитания. В 1896-1971 гг. в Казанском университете его называли экстраординарным профессором физиологической (нормальной) анатомии. В 1891 году, в год написания письма, приват-доцент П.Ф. Лесгафт преподавал анатомию в Петербургском университете (ныне Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф.Лесгафта, Санкт-петербург"). Именно в Музее университета - Культурно-историческом центре им. В.А. Таймазова - члены научно-исследовательской лаборатории Чувашской национально-культурной автономии Санкт-Петербурга (ЧНКА СПб.) под руководством Валерияна Гаврилова при поиске воинов-чувашей - защитников Ленинграда обнаружили данное письмо. Идея поиска информации о переписке И.Я. Яковлева с П.Ф. Лесгафтом принадлежала кандидату военно-морских наук, доценту, писателю Виталию Золотову.
Лесгафт П. Ф. автор книг: «Физическое развитие в школах» (1880), «Записки анатомии черепной, грудной и брюшной полостей» (1881), «Общая анатомия» (1885), «Семейное воспитание ребенка и его значение» 1885-1890), «Руководство по физическому образованию детей школьного возраста» и др.
Вызывает большой интерес его книга «Семейное воспитание ребёнка и его значение», где изложены научные основы семейного воспитания детей. Лесгафт считал, что различные типы детей возникают, прежде всего, в условиях их семейной жизни и воспитания. Он выдвинул перед родителями требование «щадить личность своего ребёнка», показал, как важно сочетание известной свободы деятельности детей (наблюдение деятельности взрослых, явлений окружающей жизни, выяснение связи между ними) и разумного руководства, любовь и внимания к их нуждам и потребностям со стороны родителей. Особо выделял период семейного воспитания со дня рождения ребёнка до поступления в школу (до конца седьмого года), которому придавал весьма важное значение в развитии личности человека.
Известные его цитаты:
- «Необходимо помнить, что нельзя ребёнка сделать человеком, а можно только этому содействовать и не мешать, чтобы он сам в себе выработал человека. Необходимо, чтобы он выработал идейного человека и стремился бы в жизни руководствоваться идеалом».
- «Предупреждая все требования и постоянно направляя ребёнка во всех его действиях и размышлениях, всегда делают его негодным к жизни; такие дети становятся разве только исполнительными, но, к сожалению, очень эгоистичными и самоуверенными».
- «Всё, что упражняется, развивается и совершенствуется, что не упражняется — распадается».
- «Это ужасно развращающий обычай — делать детям подарки. Дети невольно приучаются оценивать людей по качеству приношений, и не редкость услышать рассуждение ребенка о том, что «это хорошая тетя — она всегда что-нибудь привозит», и наоборот».
В фонде Национальной библиотеки Чувашской Республики имеется ряд его книг. Они представлены в коллекции домашней библиотеки братьев Таланцевых.